Как привлечь и где подготовить специалистов для ремонта, модернизации и обслуживания судов? Эти вопросы обсудили представители образовательных учреждений, промышленных предприятий и региональных органов власти, встретившиеся за круглым столом на базе Архангельского техникума водных магистралей. Мероприятие было организовано ассоциацией поставщиков нефтегазовой промышленности «Созвездие» при поддержке министерства экономического развития, промышленности и науки Архангельской области, министерства образования Архангельской области, ГАПОУ АО «Архангельский техникум водных магистралей имени С. Н. Орешкова» и ассоциации «Судостроительный кластер Архангельской области». Модератором выступил руководитель ассоциации «Созвездие» Сергей Смирнов.
Несмотря на то, что судостроение и судоремонт традиционно формируют значительную часть ВВП Архангельской области, предприятия отрасли сталкиваются с нехваткой производственного персонала. Верфи нуждаются в квалифицированных судокорпусниках, слесарях, электромонтажниках, электрогазосварщиках, причём эта проблема характерна как для небольших предприятий, так и для северодвинских гигантов. Отчасти это даже закономерно: нехватка рабочих рук является следствием в том числе большого объёма заказов. В среднесрочной перспективе ожидается дальнейшее увеличение спроса на услуги судоремонтных предприятий Архангельской области (по предварительным подсчётам – в 2–2,5 раза), что будет усиливать кадровый голод. Сегодня для восполнения дефицита рабочих рук верфи Архангельска и Северодвинска привлекают специалистов из других регионов, что влечёт за собой дополнительные риски и издержки. Даже выпускники профильных образовательных учреждений Архангельской области после получения диплома часто не идут работать по специальности или уезжают в другие регионы.
В ходе дискуссии за круглым столом выступили представители ключевых архангельских предприятий и техникумов. Были сформулированы предложения, направленные на решение указанных проблем. Среди них – укрепление взаимодействия между промышленными предприятиями и региональным министерством образования (в частности, Центром опережающей профессиональной подготовки и областным центром занятости); использование инструментов федерального проекта «Профессионалитет» с целью создания образовательно-производственных центров в сфере судостроения и судоремонта; внедрение новых образовательных программ по направлениям «Электромонтажник судовой» и «Маляр судовой»; развитие профориентационной работы со школьниками и студентами; развитие модели целевого обучения; открытие в школах профильных классов по судоремонтным специальностям под шефством отдельных предприятий; совершенствование мер поддержки молодых специалистов, повышение заработной платы, популяризация рабочих профессий; создание общей базы данных персонала.
Сергей Смирнов, директор ассоциации поставщиков нефтегазовой промышленности «Созвездие»:
– Мы видим взаимопонимание между ключевыми участниками отрасли, руководством учреждений профессионального образования, представителями региональной исполнительной власти. Техникумы готовы учитывать потребности предприятий, внедрять методы практикоориентированного обучения. Сегодня уже идёт речь о формировании государственного заказа в сфере подготовки кадров для судоремонта. Думаю, что предложенные решения помогут усовершенствовать действующую систему профессионального образования, чтобы она в полной мере отвечала растущим потребностям предприятий и соответствовала статуса Архангельской области как одного из лидеров отечественной судостроительной и судоремонтной отрасли.