CKAO
О кластере
Проекты
  • Пассажирские суда с ледовым усилением
  • Развитие деревянного судостроения
Учредители и члены
Контакты
Партнеры
Документы
Ещё
    (8182) 28-69-30
    28-69-10
    163000, г. Архангельск, набережная Северной Двины, 36
    • Вконтакте
    • YouTube
    CKAO
    Судостроительный кластер
    Архангельской области
    О кластере
    Проекты
    • Пассажирские суда с ледовым усилением
    • Развитие деревянного судостроения
    Учредители и члены
    Контакты
    Партнеры
    Документы
      CKAO
      О кластере
      Проекты
      • Пассажирские суда с ледовым усилением
      • Развитие деревянного судостроения
      Учредители и члены
      Контакты
      Партнеры
      Документы
        CKAO
        CKAO
        • О кластере
        • Проекты
          • Назад
          • Проекты
          • Пассажирские суда с ледовым усилением
          • Развитие деревянного судостроения
        • Учредители и члены
        • Контакты
        • Партнеры
        • Документы
        • (8182) 28-69-30
          • Назад
          • (8182) 28-69-30
          • 28-69-10
          • Заказать звонок
        163000, г. Архангельск, набережная Северной Двины, 36
        • Вконтакте
        • YouTube
        • Главная
        • Экспедиция «Архангельск – Омск»
        • Дневники экспедиции

        Дневники экспедиции

        • Пассажирские суда с ледовым усилением
        • Развитие деревянного судостроения
        Банк ГПБ (АО)
        Харасавэй логистик
        Эксима
        Трансстрой
        Промтехнологии
        Сателлит телеком
        Деловар
        Созвездие
         
        2 августа.

        В годовщину образования Беломорской военной флотилии траурное мероприятие было проведено у Терско-Орловского маяка, на месте гибели в октябре 1941 года СКР-11 с 42 членами экипажа.

        Экспедиция взяла курс на мыс Канин нос.

        ***

         

        3 августа.

        Арктическая экспедиция, посвящённая 75-летию Победы, в составе яхт «Жемчужина» и «Сибирь», вышла в горле Белого моря к предположительному месту гибели сторожевого корабля СКР-27 «Жемчуг». Здесь, 11 августа 1941 года, наш корабль был торпедирован фашистской подводной лодкой. Погиб 61 член экипажа. Члены экспедиции построились на палубе и почтили минутой молчания память советских моряков. На воду был спущен траурный венок.

        СКР-27 «Жемчуг» был приписан к Йоканьгской военно-морской базе, входившей в Беломорскую военную флотилию (до 5.01.1941 г. ПСК-301 – пограничный сторожевой корабль). Потоплен 11.08.1941 г. германской подводной лодкой «U-451» при несении боевого дозора в горле Белого моря. Весь экипаж – 61 человек погиб.

        В 19:30 яхты «Жемчужина» и «Сибирь» прошли Канин Нос и двинулись в направлении острова Колгуев.

        ***

        4 августа.
        4 августа в 21 час яхты зашли в бухту около поселка Бугрино острова Колгуев для возможности укрыться от предстоящего шторма. В 23 часа, переправившись на надувной лодке на яхту «Сибирь», экипажи провели совместное обсуждение метеообстановки на ближайшее время. На основании полученного неутешительного метеоопрогноза приняли решение переждать штормовую погоду здесь.

        ***


        6 августа.

        Яхты «Жемчужина» и «Сибирь» продолжают пережидать шторм (ветер 30 м/с) в бухте о. Колгуев напротив пос. Бугрино Ненецкого автономного округа. По прогнозу после обеда ветер должен стихнуть.

        В 18:20 экспедиция продолжила движение в сторону Нарьян-Мара.

        ***


        9-10 августа.

        В воскресенье экипажи яхт «Сибирь» и «Жемчужина» не покидали территорию Нарьян-Марского порта – было необходимо провести все санитарно-эпидемиологические процедуры и соблюсти требования самоизоляции при условиях коронавирусной пандемии. Яхтсмены посвятили день хозяйственным работам, обслуживали двигатели, занимались мелким ремонтом, устроили «постирушки» и даже ловили окуней с пирса.

        Зато следующий день, 10 августа, был насыщен впечатлениями. Члены экипажей отправились на экскурсию в музей-заповедник «Пустозерское Городище», что находится в 26 километрах от Нарьян-Мара. Пустозерк, основанный еще 1499 году по указу царя Иона III и являясь первым арктическим городом в истории, сыграл важную роль в освоении Крайнего Севера и Сибири, развитии арктического мореплавания, на долгие годы российской истории оставался одним из самых значимых экономических, религиозных и культурных центров.


        Поход к этому знаковому месту оказался не простым – протока Городецкий шар и само озеро Городецкое, на берегу которого находится заповедник, обмелели, и добираться пришлось «на перекладных». Сначала на быстроходных катерах до посёлка Тельвиска, затем на вездеходном «Соболе» до селения Устье, а дальше - то и дело подсаживаясь на мели – на моторных лодках до лахты Чумная.

        На берегу яхтсменов встретили Елена Меньшакова, директор музейного объединения Ненецкого автономного округа, и Андрей Попов, заведующий отделом истории и этнографии музея. Насыщенный фактами и неподдельными эмоциями рассказ увлечённых своим делом людей впечатлил гостей, которые увидели памятник Пустозерску, памятный крест на предполагаемом месте сожжения протопопа Аввакума и трёх его сподвижников, действующий старообрядческий скит и трапезную.  К сожалению, времени для полноценного изучения культурно-экологического заповедника у яхтсменов не было, и они ограничились лишь посещением памятников и фотографированием у ворот пеших маршрутов. Их ждала уже следующая встреча с представителями администрации, общественными деятелями и прессой Ненецкого автономного округа.

        Встреча состоялась в зале приема делегаций культурного центра Нарьян-Мара. Руководитель экспедиции Глеб Плетнёв рассказал о задачах нынешнего похода и целях парусной инициативы в целом. Были показаны короткие видеоролики, отснятые уже в ходе текущей экспедиции, которые лягут в основу будущего документального фильма. Хозяев встречи особенно впечатлили кадры, снятые во время шторма в Печорском море, который яхты пережили на пути в Нарьян-Мар. Мужество и самообладание моряков вызвало их восхищение.

        Впрочем, для самих яхтсменов такой шторм – это хотя и нештатная, но вполне привычная ситуация. Это стало понятным из рассказа капитана яхты «Сибирь» Сергея Щербакова о своем незавершенном кругосветном путешествии. Однако Сергей считает, что именно этот случай позволил начать новый грандиозный проект – освоение северных морей современными парусными судами, и начало ему положит экспедиция яхт «Сибирь» и «Жемчужина», посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

        Капитан яхты «Жемчужина» Владимир Вакарин рассказал о строительстве яхт «Жемчужина» и «Сибирь», о первых походах по Оби и к самому северному посёлку Диксон.

        Встреча завершилась вручением памятных подарков участникам похода и ответных сувениров с символикой экспедиции.


        11 августа

        Ожидание выхода в море затянулось, но было вполне оправданным. Дул северный ветер, и героически «рубиться» против ветра в Печорской губе, а затем и в Печорском море не входило в планы экипажей обеих яхт. Кроме того, на «Сибири» оставалось незавершённым чуть ли не главное хозяйственное дело – заправка топливом. Но ведь «природа не терпит пустоты», и скромный по началу план мероприятий в Нарьян-Маре каждый день перерастал в плотный график. Казалось, нарьян-марцы пытались реабилитироваться за осторожный и неспешный прием из-за сан-эпид-мероприятий. Одна встреча тянула за собой другую, и одна случайность в корне меняла ход событий.

        Утро на «Жемчужине» началось с уборки – ждали местную прессу, с которой договорились на 9 утра. Под левую краспицу подняли подаренный накануне администрацией флаг НАО. Затем капитаны давали интервью, поили замерзших корреспонденток чаем. Но уже было пора спешить на следующее мероприятие, которое также возникло не по первоначальному плану, но удивительным образом было связано со случайными событиями.

        На пути в Нарьян-Мар яхты остановил сторожевой катер. После недолгого общения с пограничниками лодки продолжили путь и вскоре прибыли в Нарьян-Мар. Но один из пограничников, зная увлечение яхтами своего отца Носова Александра Алексеевича, сообщил ему о прибытии экспедиции в порт. Александр Алексеевич и старший Клуба юных моряков и речников Кярасов Валентин Кириллович решили осуществить свою давнюю мечту – возложить венок на месте гибели буксира «Комсомолец», который в 17 августа 1942 года был атакован германской подлодкой U-209. 14 человек экипажа погибли, 5 человек спаслось. «Комсомолец» был приписан к Нарьян-Марскому морскому порту, поэтому именно здесь был установлен памятник погибшим морякам.

        Наставники юных моряков на протяжении многих лет так и не смогли организовать поход к месту гибели буксира - к острову Матвеев, который находится в 300 километрах водного пути от Нарьян-Мара. И вот сейчас всем нарьян-марцам представился случай включить в маршрут арктической парусной экспедиции почтение памяти героев буксира «Комсомолец» по морским традициям.

        Торжественная передача памятного венка состоялась в сквере у памятника погибшим морякам «Комсомольца» и портовикам.

        После официальных мероприятий одна часть команды «Жемчужины» отправилась на экскурсию по экспозициям музейного объединения НАО, побывала в центре Арктического туризма, другая - отправилась на яхту продолжить подготовку к выходу в море.

        «Сибири» так и не удалось, как планировалось, дозаправить яхту. Вновь вмешался случай – во всем округе из-за обрыва магистрального кабеля отказала сотовая связь и, соответственно, все терминалы оплаты не работали. А наличных денег на оплату 300 литров топлива у привыкших к цивилизации яхтсменов не оказалось. Но посовещавшись, капитаны и старпомы решили, что до следующего порта Харасавей топлива хватит.

        А на «Жемчужине» тем временем жарили сига, которого вместе с копчёной олениной и морошкой презентовала гостеприимная администрация НАО. Рыбу жарил Константин, которого по его же просьбе (для достижения кулинарного успеха) не взяли на обед в ресторан. «Иначе, - как объяснил шеф, - не будет вдохновения…».

        День закончился коллективным походом в баню в центре Арктического туризма, где яхтсмены, кроме всего, закупились сувенирами в память о Нарьян-Маре.

        ***



        12 августа.

        День прошёл в ожидании погоды. В Печорской губе было неспокойно, в Карском море всё еще бушевал шторм, который, впрочем, уже начинал утихать.  Об этом руководитель экспедиции Глеб Плетнёв узнал из телефонного разговора с капитаном морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная», которая станет одной из следующих точек маршрута.

        А пока Нарьян-Мар никак не хотел отпускать яхтсменов. Встречи с журналистами, представителями администрации города и правительства НАО, общественностью продолжались до самого отхода яхт.

        Одна из встреч состоялась на борту яхты «Жемчужина». В гости к яхтсменам пришли директор школы №1 Нарьян-Мара Канев Юрий Викторович и Балмасова Татьяна Петровна – организатор, создатель и хранитель музея истории школы. Конечно же, история школы, построенной всего двумя годами позже образования города, неразрывно связана с историей всего края и содержит массу экспонатов и исторических свидетельств.  Юрий Викторович оказался энциклопедически образованным и увлеченным историей человеком, автором книг об истории Печорского края. Рукопись одной из них близится к завершению и она посвящена Сидорову Михаилу Константиновичу, известному предпринимателю, золотопромышленнику и меценату 19-го века который многое сделал для развития Печорского края. Он также оставил след в истории России как исследователь русского севера и Северного морского пути.

        Юрий Викторович предложил в качестве темы одного из будущих парусных маршрутов первую поставку леса из низовьев Печоры в Европу, организованной М.К. Сидоровым, которая состоялась в 1860 году.

        Наконец, все встречи и визиты завершены, и в 17 часов капитаны яхт дают команду «отдать швартовы». Яхты отходят и направляются вниз по течению Печоры. На прощание обычно суровое Нарьян-Марское небо вдруг расцвечивается огромной радугой. И это хороший знак!

        Путь до устья Печоры– это вначале низкие берега, поросшие густым тальником, затем – ближе к Печорской губе – плоские, безлесые, но зеленые берега. Река, несмотря на широту, оказалась довольно обмелевшей и требовала от рулевых внимательности и осторожности. Лодки старались вести строго по фарватеру, проходя довольно близко к речным бакенам.

        И всё же «Жемчужина» едва не села на мель. В один момент рулевой, почувствовав неладное, резко замедлил ход. Но киль лодки всё же уперся в мягкое илистое дно. Экстремальную ситуацию взял в руки капитан Владимир Лаврентьевич. Весь экипаж был отправлен на нос яхты, чтобы своим весом наклонить лодку вперед, и тем самым приподнять киль. Тем временем яхта дала задний ход. Маневр удался, и «Жемчужина», освободившись, продолжила путь.

        Через несколько часов показались очертания довольно высоких берегов у устья реки. Там и была намечена ночная стоянка в ожидании благоприятного ветра и утреннего старта.

        ***


        13 августа.

        Вот и продолжились нелегкие морские будни. Команда поделена на вахты, и все, несмотря на судовые роли, стоят за штурвалом, работают с парусами и спят по очереди. Еду готовят по желанию (те, кто больше проголодался…) Но завтраки, как правило, берет на себя старший матрос Александр Михайлович.

        …Старт был дан в 6 утра. Погода была вполне «яхтенной» - свежий северо-западный ветер, небольшая облачность.  Яхты направились к первой точке дневного маршрута – месту гибели тральщика Т-904, который 25 июля 1943 года подорвался на мине в Печорском море. 10 человек экипажа погибли, 37 были спасены. В 12 часов дня на нужной координатной точке и был спущен на воду траурный венок.

        К следующему важному месту посещения экспедиции - ледостойкой стационарной нефтедобывающей платформе (МЛСП) «Приразломная» - оставалось около 11 часов ходу. Проходу способствовал западный ветер, и даже волна в корму, подгонявшие яхты в нужном направлении.

        Для несведущих нужно сказать, что для яхтсменов попутный ветер (фордевинд), который стал привычным пожеланием для уходящих в море – не самый благоприятный. При нём парусные яхты идут хорошо, но не устойчиво. Любое небольшое изменение угла ветра или поворота руля может привести к тому что, потоки ветра зайдут в свободную кромку паруса, и они «захлопают», снижая набранную скорость. Поэтому рулевому при фордевинде необходимо внимательно, следить за порывами ветра, «добирая» под них руль. Лучший «круизный» ветер для яхтсменов – это бакштаг, когда ветер дует наполовину сзади и наполовину вбок. Тогда можно уверенно раскрыть паруса в противоположную от ветра сторону яхты, держать курс невзирая на небольшие изменения направления ветра.

        Именно такой ветер подарила погода «Жемчужине» и «Сибири» во время прохода в Печорском море. Не меньше 10 часов яхты шли только под ветром со скоростью 5-7 узлов (9-13 км/час), ни разу не включив дизельные двигатели, что обычно приходится делать, чтобы держать нужное направление и не выбиться из графика. Светило солнце, лишь изредка лодки нагоняли небольшие тучи, освежая коротким дождем.

        Еще на закате, за 3-4 часа до подхода к «Приразломной», прямо по курсу яхтсмены заметили на горизонте яркую точку. При дальнейшем приближении стало ясно, что это факел нефтедобывающей платформы, через который сжигаются попутные газы.

        «Прилазломная» - уникальное стационарное сооружение, выполненное полностью на отечественных технологиях, с которой в 2014 году начали добывать нефть на шельфе Арктики. Платформа, способная противостоять дрейфующим льдам, может выполнять все технологические операции: бурение скважин, добычу, хранение, подготовку и отгрузку нефти на танкеры. На МЛСП  добывают более 300 тыс. тонн нефти в год.

        Подход яхт к такому уникальному морскому сооружению согласовывался заранее. Прежде всего было необходимо соблюсти безопасность судоходства, самих яхт. Положение экспедиционных лодок корректировалось по радиосвязи с центра управления «Приразломной». Чем ближе подходили яхтсмены к платформе, тем больше ощущалась грандиозность этого сооружения, светящегося в ночном небе сотнями огней и огромным факелом над всей конструкцией. При этом у наблюдателей не возникала шаблонная аналогия с новогодней ёлкой – чувствовалась технологическая мощь и высокая сложность сооружения, восхищала гениальность конструкторской мысли. И это внушало гордость за страну, которая может возводить такое.

        Яхтсмены продолжили свой путь с сожалением, что не смогли увидеть «Приразломную» при свете дня. Но впечатлений у всех и так было достаточно.

        ***

        14 августа.

        День ознаменовался проходом через пролив Югорский Шар и выходом в Карское море. Но сначала яхтсмены выполнили очередную скорбную миссию, почтив память моряков, погибших в этих местах в годы Великой Отечественной войны. Сначала у южной оконечности острова Матвеев на воду был спущен тот самый венок в память буксира «Комсомолец», переданный жителями Нарьян-Мара, затем - венок в районе пролива Югорский Шар в честь погибших моряков спасательного судна «Шквал». Спасатель «Шквал» был подорван на мине 25 августа 1943 года. Погибли 46 человек, лишь 5 были спасены.

        Погода благоволила морякам - ясная погода позволяла наблюдать по обоим берегам небольшие поселения и маяки. Отсутствие высокой волны и удобный ветер дали возможность идти максимально быстро и комфортно. Также стал возможным безопасный переход видео-оператора экспедиции Григория Чухина с «Жемчужины» на «Сибирь» и обратно.  Так были получены недостающие кадры с «Жемчужиной» для будущего фильма об экспедиции.

        Югорский Шар разделяет остров Вайгач и материк в районе Югорского полуострова, соединяет на юге Баренцево и Карское море. Его длина – порядка 39 километров, а ширина – от 2,5 до 12-ти. Издревле это место было важнейшей путеводной точкой Северного морского пути.

        Остров Вайгач до сих пор является священным местом для ненцев, где по преданиям живут духи их предков.

        Карское море также встретило отличной погодой, что в здешних местах большая редкость. Небольшое волнение, солнечная погода и легкий попутный ветер создавали ощущение, что яхты идут не в суровых северных морях, а где-то в Средиземноморье.

        Отсутствие качки пробудило аппетит у яхтсменов и дало возможность неторопясь готовить в камбузе – в ход пошли деликатесные консервы из гуся, а на гарнир - жаренная с овощами картошка.

        Курс был взят в порт Харасавэй.

         ***


        15 августа.

        До порта Харасавэй оставалось более 200 километров. При хорошем ходе это расстояние яхтам можно было преодолеть менее чем за 17 часов. Попутные ветер и волна помогали и держать скорость, и чувствовать себя комфортно экипажам. Дело в том, что двигаясь вместе с ветром, мы его почти не ощущаем. На нас действует лишь разница между скоростью ветра и скоростью судна. И если при этом пригревает солнце, то в кокпите яхты становится совсем хорошо. А на Карском море в эти дни стояла редчайшая для этих мест ясная, относительно теплая погода. Дули западные, юго-западные и южные ветра, которые приносили с материка тепло. Так продолжалось вплоть до прибытия экспедиционных яхт до острова Белый к вечеру 16 августа.

        На пути к Харасавэю вся команда «Жемчужины» расположилась в кокпите яхты.

        Даже желающие поспать после вахты отправились на палубу. Все радовались теплу, солнцу и… предстоящей бане, которая нас ждала в порте Харасавэй. Предполагалось, что там экипажи яхт пробудут два дня: посмотрят посёлок, сходят в баню, встретятся с партнерами экспедиции «Харасавэй Логистик». Однако не всем этим планам было суждено сбыться.

        По прибытию яхты вошли в узкий проход между берегом и песчаной отмелью, которая закрывала порт от морских волн. Портовые власти рекомендовали бросить якорь у песчаной отмели и не швартоваться куда-либо до особых распоряжений.

        К яхтам подошли пограничники и проверили судовые документы и паспорта членов экипажей, посмотрели медицинские справки об отсутствии коронавирусной инфекции, выданные в Нарьян-Маре. 

        Однако и после этого яхтам было отказано в швартовке – и здесь помешала борьба с пандемией COVID-19, предписанная Роспотребнадзором. Теперь яхтсменам было необходимо хотя бы получить продукты, приготовленные «Харасавэй Логистик».

        При входе в порт яхтсмены-омичи сразу приметили огромный буксир с названием «Иртыш», стоящий у нефтеналивной баржи.  «Земляк», при прохождении яхт мимо, поприветствовал их гудком.

        Капитан «Иртыша», Иван Владимирович Истомин и вся команда буксира, который действительно пришёл сюда из Омска, узнали знакомые яхты. Иван Владимирович общаясь по рации с яхтсменами, настолько рад был встрече с земляками, что долго уговаривал портовиков разрешить яхтам пришвартоваться к своей барже хотя бы без схода на берег, но получил ультимативный отказ с угрозой после общения экипажей закрыть «Иртыш» на карантин на 14 дней.

        Хотя и не получилось с баней на борту «Иртыша», но его капитан всё же очень помог яхтсменам – на своем катере перевёз продукты от «Харасавэй Логистик».

        Земляки всё же пообщались на расстоянии через борт. Оказалось, что моряки слышали о походах яхт и следят за ними. Зная, что такое северные моря, с искренним уважением относятся к яхтсменам и делу, которым они занимаются сейчас.

        Не смотря на все сложности, яхтсмены оценили производственную и логистическую активность в Харасавэе в сравнение с прошлым годом, а именно: большое количество различной техники, работающие краны и разгружающиеся суда.

        Харасавэй живет мощной производственной жизнью и видно, что ПАО «Газпром» комплексно подходит к созданию инфраструктуры Арктики.

        Попрощавшись с командой «Иртыша» и портовыми властями на закате яхты «Сибирь» и «Жемчужина» покинули порт Харасавэй и двинулись к острову Белый. Предстоял длинный переход в 310 километров.

        ***

        16 августа.

        Главной задачей дня было возложение венков памяти на месте гибели конвоя БД-5. Трагедия произошла 12-13 августа 1944 года. В этот день германская подводная лодка U-365 атаковала конвой из четырех кораблей и уничтожила тральщики «Т-118», «Т-114», транспортный корабль «Марина Раскова», следовавший из Молотовска (г. Северодвинск) Архангельской области в арктический посёлок Диксон.

        На корабле находились военнослужащие, учёные, полярники, направлявшиеся на смену, их жёны и дети, транспорт вёз сотни солдат-новобранцев.  Трагедия унесла 376 жизней. Судьба 3-х человек осталась неизвестной. Избежавший атаки подлодки тральщик «Т-116» сумел спасти 118 человек.

        В 12 часов дня 16 августа 2020 года в 60-ти милях от острова Белый в Карском море в районе гибели конвоя БД-5 члены экипажей парусных яхт «Жемчужина» и «Сибирь» опустили на воду траурные венки.

        …Карское море не разочаровало и в этот день. С утра было абсолютно безоблачное небо, тот же попутный ветер и волна, хотя и стало заметно холоднее – яхты двигались на север.

        Во второй половине дня ветер постепенно сменился на северный – встречный, и стало действительно холодно. Пришлось убрать паруса и прибавить обороты двигателя, хотя довольно высокая и длинная волна оставалась попутной и помогала двигаться вперед.

        С вновь доставленными продуктами обеденный рацион яхтсменов разнообразил борщ, приготовленный самим капитаном, капустный салат, яблоки и компот из сухофруктов. Его среди всего прочего оказалось очень много – «Сибирь» вообще отказалась принять сухофрукты, и теперь мешок с неликвидным продуктом стоял на полу в районе тесного камбуза «Жемчужины».  Было решено варить компот ежедневно и не «экономя заварки». Впрочем, первая же кастрюля фруктового супа была признана очень вкусной даже без сахара и «ушла» моментально.

        К полярной станции на северной оконечности острова Белый подошли к закату. Накатная волна не позволила пришвартоваться к судну «Надежда» стоящему на рейде недалеко от берега, а также воспользоваться катером «Одиссей» для высадки на берег. Решили заночевать на якорях, дождаться обещанного назавтра штиля. Глубины здесь даже в километре от берега оказались небольшими (всего около 2,5 метров), поэтому ближе яхты не рискнули подходить и тем более заходить в протоку Станционную, в которой было меньше двух метров глубины.

        И это решение оказалось правильным. Вскоре после постановки на якорь, на берегу был замечен… белый медведь, разгуливающий по прибою. Позже яхтсмены узнали, что обычно весной белые медведи уходят с острова вместе с отступающей на север льдиной и основной добычей – нерпой. На Белом остаются всего около десятка медведей. Но в это лето на острове насчитали более двадцати особей. В чём причина такого явления – не известно, однако голодные медведи, вынужденные питаться разорением птичьих гнёзд и падалью, выброшенной на берег морем, представляют большую опасность. Поэтому у всех, кто работает на острове, с собой всегда должно быть если не ружьё, то хотя бы ракетница или сигнальные фальшфейеры, способные отпугнуть зверя.

        Оставшись на почтительном расстоянии от берега, все яхтсмены с интересом стали наблюдать за хозяином острова в бинокли и объективы камер, но близкая встреча с «мишкой» в планы экспедиции не входила. А реальные планы – и встреча с хозяевами метеостанции, и посещение памятника погибшим в конвое БД-5, и, наконец-то, баня - были перенесены на завтра.

        ***

        17 августа.

        Назначенная на 9 утра переправа на остров Белый на катере «Одиссей» не состоялась. Катер не отвечал на позывные, хотя часом раньше с яхты можно было наблюдать, как он пригнал от стоящего на рейде судна «Надежда» к берегу небольшую баржу.

        Позже выяснилось, что и баржа, и «Одиссей» сели на мель, и капитану катера было совсем не до нас. Пока же яхтсмены оставались в полном неведении, как осуществить план посещения острова.

        Экипаж «Сибири» решил заняться более практичным делом – по рации договорились с «Надеждой» о возможности подхода к ней, чтобы воспользоваться сваркой и отремонтировать сломанный тальреп.

        После томительного ожидания, руководитель экспедиции Глеб Плетнев принял решение высадиться на берег небольшой группой на маленькой надувной лодке с мотором, которая имелась на яхте «Жемчужина». Всё еще надеясь на подход «Одиссея», команда принялась накачивать лодку. Первые три человека во главе с Глебом отправились на берег к месту, где стоял «Одиссей» и было какое-то оживление, у свалки металлолома работала техника, бульдозер, гидроманипулятор. Через некоторое время после высадки «десанта» от берега к яхте подошла большая быстроходная надувная лодка, и мужчина в желто-зелёном жилете забрал оставшуюся часть команды на остров. На яхте остался лишь капитан.

        За рулём лодки оказался Сергей Николаевич Дятченко, начальник экспедиции, заместитель технического директора по производству «Российского центра освоения Арктики», организации-партнёра парусной экспедиции, со стороны ЯНАО.

        На берегу он рассказал, что некоммерческое партнерство «Российский Центр освоения Арктики» при поддержке АО «Газпромбанк», занимается очисткой Арктики и с помощью волонтёров на островах собирает металлолом с заброшенных буровых и военных частей, и в данный момент его бригада готовит к погрузке очередную партию лома на баржу. После уборки острова Белый, бригада переедет очищать остров Вилькицкого. (Воспользовавшись случаем, хозяйственный матрос Александр Михайлович нашёл на свалке кусок якорной цепи для яхты, чему был несказанно рад).

        Поговорив о работе, о местных условиях жизни, парни из бригады вспомнили о вчерашнем визите белого медведя и предупредили, как надо вести себя при встрече с ним. А Дятченко любезно пригласил яхтсменов в баню, которая находилась неподалёку в «фактории» - небольшом лагере из жилых вагончиков, в котором обитали рабочие и ученые-экологи экспедиции.

        Но сначала яхтсмены отправились к морской береговой полярной гидрометеостанции, главной цели визита на остров. Здесь находился мемориал, посвященный памяти погибшим 12 августа 1944 года в арктическом конвое БД-5.   В этот день германская подводная лодка атаковала конвой и уничтожила тральщики «Т-118», «Т-114», транспортный корабль «Марина Раскова», следовавший из Архангельска в арктический посёлок Диксон. На корабле находились военнослужащие, учёные, полярники, направлявшиеся на смену, их жёны и дети, транспорт вёз сотни солдат-новобранцев.  Трагедия унесла 378 жизней. Судьба 51 человека осталась неизвестной.

        На полярной станции в память о трагических событиях на арктических рубежах в годы Великой Отечественной войны установлена мемориальная доска и возведена звонница.

        Отдав дань памяти погибшим, яхтсмены посетили полярную станцию.

        Морская гидрометеорологическая береговая станция 2-го разряда на острове Белый носит имя М,В. Попова, известного полярника, который в 1932 году приехал на остров строить маяк «Белый Арктический». Впоследствии здесь же была создана гидрометеорологическая станция. С тех пор станция каждые три часа передает на материк сводку о температуре воздуха, почвы и воды, силе и направлении ветра, облачности и видимости. Зимой метеорологи кроме всего измеряют толщину льда и температуру воды под ним.


        Путешественников встретил начальник метеостанции Николай Иванович, который пригласил ознакомиться с его хозяйством.  На полярных станциях он живет с 1974 года – с тех пор, как закончил Арктическое училище в Ленинграде. Кроме него здесь, на станции острова Белый работают ещё три человека - метеорологи Виктор и Ирина, повар и механик Олег, и еще один внештатный сотрудник – дворовый пёс Буль, в обязанности которого входит встречать гостей, в том числе и непрошенных – медведей.  Впрочем, к яхтсменам он отнёсся совсем иначе, чем к медведям, и, несмотря на грозный вид, выражал бурную щенячью радость.

        Кроме собаки и лемингов (арктические хомячки), снующих под мостками, на метеостанции обитала и другая живность – голосистый петух с курицами в небольшом курятнике и гусёнок Мартин, найденный месяц назад ещё только вылупившимся из яйца птенцом, а сегодня уже переросший петуха.

        Метеорологи накормили гостей гусиным супом, напоили чаем с вареньем. Николай Иванович сетовал, что здесь на 74-ой параллели не растут грибы и ягоды, которые могли бы заметно разнообразить рацион. А в остальном – станция полностью обеспечена для автономной работы на долгие зимние месяцы.

        Опытный полярник подсказал идею будущих парусных арктических путешествий – это посещение гидрометеорологических станций, каждая из которых по-своему интересна и имеет свою историю.

        К сожалению, подошло время прощаться – Николаю Ивановичу нужно было поспать перед сменой, а яхтсменам отправляться на борт, с которой капитан уже запускал сигнальные ракеты, требуя возвращения. Кроме того, грех было не воспользоваться предложением помыться в бане в фактории. Так и сделали, попутно успев сделать съемку окрестностей с дрона, поймав в объектив фотокамеры местного жителя – медведя.

        На борт яхтсменов отвез Сергей Дятченко, с ним посмотреть яхту приехал метеоролог Виктор. Вскоре, тепло попрощавшись с новыми знакомыми, команда подняла якорь.

        ***

        18 августа.

        Этот день яхты встретили в проливе Малыгина, который разделяет остров Белый от полуострова Ямал. Еще с вечера при подходе к проливу рулевые ощутили сильное приливное течение в попутном направлении. Пролив просто втягивал в себя лодки, которые без усилий шли по ровной глади воды со скоростью 7-8 узлов. Глубины здесь небольшие, приходилось идти с осторожностью, выбирая на электронной карте участки со светло-голубой и белой окраской.  Утренней вахте повезло еще раз увидеть на берегу белых медведей.

        Обская губа встретила густым туманом и неожиданно теплым воздухом. Видимо, течение Оби, в верховьях которого еще пару недель назад стояла 35-градусная жара, еще не успело остыть. При полном отсутствии ветра тёплая вода, встретившись арктическим воздухом, подняла испарения, палубу крупными каплями покрыл конденсат. «Сибирь» как обычно шла впереди по приборам, направив назад мощный прожектор, за которым как за маяком следовала «Жемчужина».

        Туман рассеялся к обеду, и оказалось, что акватория Обской губы гораздо оживленнее предыдущих морей, пройденных экспедицией. На горизонте и ближе то и дело появлялись морские суда, нефтяные и телекоммуникационные вышки.  Впервые за поход курс яхт очень близко пересёк корабль. Это было рыбацкое судно, с которым пришлось связаться по рации и уточнить, не тащит ли оно за собой трал? Выяснилось, что «рыбак» проводил поиск косяков эхолотом, и путь был свободен.

        Кроме всего, вахтенные в десятке метров от яхты увидели вынырнувшего моржа. Но пока искали фотоаппарат, морской зверь уже исчез.

        «Ну, здравствуй Обская губа…» - так начиналась ода, которую в порыве очередного креатива экспромтом сочинил тот самый матрос Константин Малюков. Стих повествовал о событиях 2015 года, когда омские яхты «Сибирь», «Жемчужина» и маленькая восьмиметровая «Дружба» совершили поход к полярному посёлку Диксон. И самым жестоким испытанием для всех тогда оказалось не Карское море, а именно Обская губа, с короткой жесткой волной, сильными ветрами, подкрепленными течением, мелями, не позволявшими нигде укрыться. Особенно это ощутили на себе три члена экипажа восьмиметровой «Дружбы», среди которых и был Константин. Но сейчас ему оставалось лишь удивляться теплой солнечной погоде, попутному ветру без волн.

        Впрочем, это была всё та же Обская губа, и она ещё покажет свой истинный нрав…

        ***


        19 августа.

        Команды яхт «Жемчужина» и «Сибирь» подошли по Обской губе в район поселка Се-Яха около 12 часов дня.

        Так как у нас не было карт захода по фарватеру реки к поселку, мы попросили наших партнеров нас встретить на катере и сопроводить до причалов поселка.

        Во время завода яхт, мы попали на мель. Яхта «Сибирь» которая шла за «Жемчужиной» быстро сориентировалась и дав задний ход вышла на безопасное глубокое место.

        Яхта «Жемчужина», при поднятом шверте, села на мель рулевым пером.

        Многократные попытки стащить яхту с мели подошедшим катером, не увенчались успехом. Начинался отлив, что сулило большими потерями.

        Руководитель экспедиции Плетнев Глеб и оператор Григорий Чухин, не смотря на волны, пересели на катер и пошли в поселок для поиска возможности снять с мели яхту и завести ее в реку.

        Уже через 2 часа от яхты поступило сообщение, что «Жемчужина» снялась с мели, но повреждена «стойка пера руля, еле ворочается балер».

        Яхты «Жемчужина» и «Сибирь» встали на якоря в Обской губе, для оценки ситуации и поиска решения.

        В поселке через 4 часа, мы нашли знающего фарватер местного жителя и он согласился попробовать сопроводить яхты в поселок. Женя – местный житель сел в свою лодку и устремился к яхтам, но завести их так и не смог.

        Ветер и волна усиливались, Женя смог только забрать канистры для пополнения топлива и вернулся обратно в поселок без яхт.

        На берегу к утру 20 августа было собраны продукты, вода, газовые баллоны, а также 400 литров топлива, которые были подготовлены нашим партнером по экспедиции «Российским центром освоения Арктики». В Севгидромете мы запросили прогноз по погоде и он был стабилен: ветер северо-восток, 9-13 м.с на ближайшие 3-ое суток.

        20 августа в 9 утра капитан яхты «Сибирь» принял решение двинуться дальше по маршруту и судно двинулось в сторону Мыса Каменный и пос. Новый Порт. Капитан яхты «Жемчужина» простояв до обеда 20 августа на якорях и оценив шансы захода в реку Се-Яха как крайне низкие, при усиливающемся ветре и неисправности рулевого, принял решение также двинуться за яхтой «Сибирь».

        Оставшись на берегу 20-23 августа, руководитель экспедиции Глеб Плетнев и видеооператор Григорий Чухин провели встречи с волонтерами в рамках социоэкологического форума «Полярная Земля», организованного межрегиональной общественной организацией «Зеленая Арктика», с руководством поселка Се-Яха, с представителями местного Дома Культуры, а также посетили в тундре местного-предпринимателя

        Более детально можно узнать о нашем пребывании в селе Се-Яха в нашем видеоролике.

        20-21 августа. 

        До следующего пункта назначения – в Новый Порт, до которого было около 300 километров - «Жемчужина» добиралась в одиночку. Капитан «Сибири», учитывая почти штормовые условия, отсутствие основного якоря, не рискнула дожидаться вторую яхту у мыса Каменный и проследовала до Нового Порта. Ну а там, экспедицию должны были встретить и провести к причалу при помощи буксира, осадка которого явно предполагала достаточные глубины для яхт.

        Северный ветер разогнал по всей длине Обской губы полутораметровые волны. Благо, направление стихии было попутным, и это можно было использовать для комфортного и быстрого хода. Кроме ветра лодку подгоняла догоняющая волна, и если была возможность «поймать» волну и удерживать лодку на её гребне, можно было некоторое время катить на ней со скоростью до 15 км/час наподобие сёрферной доски. Но здесь, самое главное, необходимо удерживать яхту по направлению волны. Догнавшая в корму волна могла развернуть яхту бортом к ней, и тогда лодка получала сильный удар, способный положить её на бок. Конечно, при наличие киля, это не смертельно для яхты, но всё же опасно для экипажа – можно вылететь за борт, недостаточно закрепленные вещи и посуда внутри яхты оказываются на полу.

        Так, «на волне», несмотря на плохо управляемый руль, «Жемчужине» удалось пройти добрую часть пути.

        К обеду 21 августа ветер и волна стали стихать, и это было кстати – наконец можно было приготовить горячую пищу. За это взялся сам капитан Владимир Лаврентьевич и сварил отличный рассольник из деликатесных импортных корнишонов и нашей российской тушёнки.

        Несмотря на хороший ход, добраться до Нового Порта засветло не удалось. И подуставшие от болтанки и частых вахт моряки, торопясь скорее в порт, решили пройти к причалу самостоятельно, без помощи с берега. И это было роковой ошибкой – снова мель, сняться с которой удалось лишь с утренним приливом. Снова удары шверта о дно, снова многочасовые толкания баграми…

        Между тем, более удачливая «Сибирь» весь день провела в гостеприимном порту в расслаблении и отдыхе – баня, прогулки по посёлку, экскурсии и просто спокойный сон, без качки и шума мотора. 

        ***


        22 августа.

        Утром «Жемчужина» вошла в порт – на этот раз в сопровождения буксира «Яр» – и благополучно причалила к борту этого же буксира. Другой возможности командам сойти на берег здесь не было. 

        Для экипажа «Жемчужины» было совсем немного времени до запланированного отхода в 13 часов, и, несмотря на бессонную ночь в борьбе с мелью, отдых не предполагался.

        Во-первых, было необходимо спокойной обстановке проверить рулевой механизм, найти причину плохой управляемости и по возможности устранить её. Но, самое главное, выяснить – возможно ли дальнейшее безопасное продвижение по маршруту.

        Во-вторых - загрузить на яхты топливо, успеть сходить в баню, встретиться с местной администрацией и обязательно посетить одну из главных достопримечательностей Ямала – «Мерзлотник» - самого крупного в мире рукотворного холодильника в вечной мерзлоте.

        Но всё по порядку…

        … Облачившись в водолазный костюм, капитан «Жемчужины» вновь погрузился в воду. Ему удалось наконец вытащить стопорный болт, который не позволял поднять перо руля при необходимости и, к том уже, погнувшись от ударов, мешавший повороту руля. Но основной вердикт капитана был таков – существенных поломок нет, яхта может управляться и двигаться дальше.

        Дизельное топливо, оплаченное «Центром освоения Арктики», помог доставить Аркадий, сотрудник администрации посёлка, местный «решала» всех хозяйственных, строительных и прочих вопросов. Показав верх общительности и за короткие полчаса выдав массу информации о посёлке, об обстановке в стране в целом, Аркадий на разбитом «уазике-буханке» привез двухсотлитровую бочку «солярки». Топливо помогли слить в баки яхт команда буксира «Яр».

        Тем временем, экипаж «Жемчужины» успел попариться в бане. Её организовал один из неравнодушных к яхтам обитателей порта Игорь, электромеханик плавучего крана.

        К полудню к яхтам подошла целая делегация местной администрации во главе с руководителем Сергеем Вячеславовичем Сеиным. Кроме главного представителя власти, вся делегация была одета в национальные костюмы и их сопровождал… шаман в традиционной маске и с бубном. Согласно местным обычаям, хозяева встречали гостей строганиной, морошкой, голубикой и хлебом. Каждого из яхтсменов, танцуя и стуча в бубен, обошёл шаман, тем самым выразив большое уважение. Обменявшись подарками, яхтсмены пригласили встречающих осмотреть яхты. Их основным впечатлением было удивление, что в таких небольших судах моряки бесстрашно пересекают суровые северные моря и даже океаны.

        Затем глава сельского поселения Сергей Вячеславович пригласил яхтсменов на экскурсию в «мерзлотник», а также ознакомиться с посёлком.

        В 2007 году мерзлотнику был присвоен статус объекта культурного наследия регионального значения. Уникальность этого сооружения состоит не только в том, что он один из крупнейших в мире, но и в том, что он единственный, выкопанный кирками и лопатами - ручным трудом сотен спецпереселенцев, эвакуированных и ссыльных в послевоенные годы. Естественный холодильник строился с 1953 по 1956 год по проекту и руководству Густава Юльевича Бекмана, тоже ссыльного ленинградского инженера.

        Штольни мерзлотного хранилища, общей протяженностью до полутора километров, и более двухсот пещер могут вмесить в себя до 3 тысяч тонн замороженной рыбы. Именно такие уловы за одну путину были в сороковых года в Обской губе. Нынче же здесь единовременно хранится не более 300 тонн рыбы.

        Упадок рыбного промысла в конце прошлого века, практически привёл к вымиранию посёлка. И лишь с началом активной разработки «Газпром нефтью» крупнейшего на Ямале Новопортовского месторождения в 2010 году – Новый Порт стал возрождаться.  К полутора тысячам населения села, 90% которого коренные ненцы, сегодня добавляются почти столько же вахтовиков – нефтяников и портовых рабочих.

        В последние пять лет, в том числе благодаря усилиям местной власти, удается развивать социальную инфраструктуру посёлка. Здесь есть большой дом культуры, появились новые больница, детский сад и школа, крытый ледовый корт (всё построено «на вырост», с большим запасом на увеличение жителей). Строятся дороги, благоустраивается сам посёлок, напротив памятника Г.Ю. Бекману разбит сквер с фонарями и светодиодными «деревьями». Во всём чувствуется большое будущее Нового Порта.

        …Тепло попрощавшись с радушными хозяевами посёлка, экипажи яхт «Сибирь» и «Жемчужина» около трёх часов дня отдали швартовы. Оставался еще один непростой отрезок пути по Обской губе, а далее, уже вдоль речных берегов – водная дорога в Салехард.

        ***

        23 августа.

        Яхтам предстояло пройти один из самых неспокойных участков Обской губы – Надымский Бар. В этом месте южная часть губы расширяется за счет залива в устье реки Надым и достигает 50 километров в ширину. Большие водные пространства позволяют ветру нагонять волну, а мелководье делает её высокой и крутой. При этом Обь и её рукава, вырвавшись из сравнительно узких берегов и глубокого русла, всё ещё быстро несут воды. И если направления течения и ветра становятся встречными, волновая обстановка становится непредсказуемой. При достаточно устойчивом, казалось бы, волнении вдруг накатывают несколько крупных и высоких волн, заставляя кренить судно, разворачивать корму. Кроме всего прочего, в районе Надымского бара суда проходят по строго обозначенному бакенами фарватеру, называемому на картах «Надымская Обь». И чем ближе к устью Оби, тем интенсивнее становится судоходство. Небольшим судёнышкам здесь приходится «держать ухо востро»…

        Примерно в таких условиях яхты прошли Надымский бар и вошли в судоходную протоку Нареченская Обь. И только здесь рулевые яхт почувствовали, что море закончилось. Да и тундра в этих местах стала отступать. По берегам появились кустарники, кроме чаек вокруг мачт закружили трясогузки и воробьи, у болотных зарослей можно было заметить лебедей, а на пирамидах береговых створных знаков восседали орланы-белохвосты.

        Ветер наносил на водную гладь протоки лишь мелкую рябь, но яхты шли с нагрузкой, преодолевая встречное течение. Старпом Александр Григорьевич на ходу подливал масло в двигатель, который не останавливался вторые сутки.

        Многочисленные баржи везли вниз по реке щебень и трубы. Вскоре вдоль берегов стали появляться небольшие домики и чумы. Местное население ловило рыбу.

        Тут яхты столкнулись с уже не новым для себя местным явлением, которое можно назвать «сэлфи-пиратством». При виде диковинных для здешних мест яхт, идущих под парусами, к ним от берегов вдруг срывались моторные лодки, с сидящими в них целыми семьями ненцев. Они объезжали лодки со всех сторон, делая фото и сэлфи на телефоны. Наиболее бесцеремонные из них со стуком притирались к борту яхты своими металлическими лодками и широко улыбаясь расспрашивали, откуда и куда идут яхты. В ответ яхтсмены расспрашивали, какая рыба ловится и много ли её. «Чёрной рыбы много»,- отвечали те…

        В прочем, любители сэлфи на фоне парусов были не только среди ненецких рыбаков, но и даже среди людей в форме и «при исполнении».

        Судовой ход, обозначенный на карте, пошёл уже не по протокам, а по Оби, правый берег которого был высоким и лесистым. Слева по борту остались крупный посёлок Салемал. Появилась сотовая связь и даже мобильный интернет, смартфоны, что были на яхтах, весело запиликали, принимая обновления социальных сетей и непрочитанные сообщения мессенджеров.

        К вечеру было решено заночевать на якорях – движение в темноте на реке с интенсивным судоходством было опасным. Оставалось лишь найти удобное место, но это и было самым сложным – ветер дул вдоль русла, делая оба берега малопригодными для якорной стоянки. А притоки и заливчики по левому берегу были слишком мелководными. Уже после заката у правого берега показался небольшой мысок, на котором был установлен створный знак, а за мысом – небольшое углубление в берег. Судя по карте, глубина там была достаточной, как и, впрочем, по всему правобережью.

        Действительно, еле заметный мыс закрывал от волн, и яхты благополучно «заякорились». Место оказалось весьма удачным – якорные канаты даже не натягивались и стояли провисшими до утра. Видимо, ветер с низовьев реки компенсировало небольшое прибрежное течение.

        Пока не стемнело совсем, экипаж «Жемчужины» затеял вылазку на берег, и трое матросов, быстро накачав надувную лодку, на веслах перешли на каменистый пляж. Место оказалось обжитым – через ручей переложено бревно, а на высокий берег ведут земляные ступеньки, подбитые досками. Вдоль тропы, ведущей на косогор, росли невысокие ели и карликовые берёзки. Вот под ним-то и росли грибы – подберёзовики и маслята – цель высадки «десанта». Предусмотрительно захваченное с яхты ведро быстро заполнилось, хотя собирали грибы в уже темноте, подсвечивая фонариком. Тропа привела к месту временной стоянки рыбаков. Здесь оставались вкопанные в землю огромный стол и скамьи, стоял остов для навеса или шалаша.

        Место располагало к отдыху, и разведчики по возвращению на яхту предложили остальным хотя бы половину завтрашнего дня провести здесь, на суше - приготовить на костре рыбу, пособирать грибы и ягоды, а фотографы яхт нашли бы здесь прекрасные виды. Ведь яхты подходили в Салехард с большим опережением графика. Но капитан «Сибири» Щербаков оценив сложность управления яхты «Жемчужина» из-за неисправного рулевого балера, посчитал необходим двигаться до Салехарда и там оценить и осуществить ремонт как можно быстрее.


        ***

        24 августа.

        Утро было туманным, и еще одна вылазка на берег фотографа до старта яхт была не очень удачной. Но через пару часов туман рассеялся, и постепенно день стал солнечным и совсем летним. Левый берег Оби радовал глаз зарослями молодой березы, уже начинавшей принимать осенний «золотой» цвет.

        Оставалось не более 10 часов ходу до Салехарда. Близость цивилизации определялось и наличием связи, и активным движением на реке, и заселённостью берегов.

        На встречном курсе мимо яхт на огромной скорости прошёл теплоход «Виктор Черномырдин». Это высокоскоростное пассажирское судно и ещё такое же – «Рем Вяхирев» - появились на Ямале несколько лет назад. Они способны развивать скорость до 70 километров в час (даже при морском волнении до 4 баллов) и перевозить одновременно 150 пассажиров на расстояние более 500 километров.

        Вскоре на высоком правом берегу Оби открылся вид на посёлок Аксарка, который издалека привлек внимание голубыми куполами, золочёными маковками и крестами местной церкви. В порту посёлка стоял причальный дебаркадер, с барж велись погрузочно-разгрузочные работы.

        Вкусно пообедав жареной картошкой с грибами, собранными вчера, команда занялась подготовкой к подходу в Салехард. Под краспицы были подняты флаги партнёров экспедиции, а на борта и леера прикреплены баннеры.

        …И вот на горизонте прямо по курсу появились силуэты десятков портовых кранов. Это был город Лабытнанги, крупнейший логистический узел Ямала, к которому подходит железная дорога. Он находится на левом берегу Оби, напротив Салехарда, и между городами постоянно курсируют речные паромы. Переправу со стороны Салехарда украшает огромная скульптура мамонта.

        На подходе к порту назначения приятно удивило то, что гостей встречала… парусная яхта. С единственным пока в Салехарде энтузиастом паруса Германом мы познакомились позже. Подходили к причалу в полном парусном вооружении.

        Несмотря на приход экспедиции не по графику, в порту Салехарда яхты ждала пресса и пограничники, общение с которыми заняло остаток вечера.

        Вторая группа участников экспедиции Плетнев Глеб – руководитель экспедиции и Григорий Чухин – видеооператор, работали в это время над созданием репортажа об историческом месте Сей-Ха и Ямальском волоке, Ямальского района и прибыли в Салехард уже на вертолете 26 августа.

        Торжественная встреча парусной экспедиции в честь 75-летия Великой Победы была назначена в Салехарде на 28 августа.



        28 августа.

        В 10 утра состоялась торжественная встреча экспедиции в городе Салехарде.  Яхты «Жемчужина» и «Сибирь» на причале речного вокзала встречали представители местной власти города, правительства ЯНАО, пресса.

        От имени встречающих добрые слова приветствия сказали Глава Муниципального образования город Салехард Алексей Титовский, партнёры экспедиции - директор Ассоциации «Кластер судостроения и производства морской техники Архангельской области» Сергей Смирнов, директор Некоммерческого партнёрства «Российский центр освоения Арктики» Андрей Умников.

        В ответном слове руководитель экспедиции Глеб Плетнёв рассказал о миссии яхтенного похода и передал Главе Салехарда капсулу с землей с мест захоронения моряков Поморья, погибших в Арктике во время Великой Отечественной войны. Капсула передана для вечного хранения на Аллее Славы Салехарда.

        По традиции встреч по маршруту экипажам яхт были вручены флаги города Салехарда и ЯНАО. Глеб Плетнев подарил встречающим плакетки с изображением маршрута, сувениры с символикой похода и партнеров экспедиции.

        После торжественной встречи экипажи яхт посетили одно из самых исторически знаковых мест Ямала – Обдорский острог. На этом месте реконструирован самый северный форпост Руси в Сибири, заложенный казаками ещё в 1595 году и создан историко-архитектурный комплекс.

        Здесь в «воеводской избе» за чаем состоялась тёплая встреча экипажей яхт с представителями Совета ветеранов города, которым рассказали о том, как во время экспедиции яхтсмены отдали дань памяти погибшим в Арктике во время войны. Ветеранов также интересовало, как мореходы переносили трудности похода по северным морям, расспрашивали об их быте на лодках и семьях, которые ждут их дома. Яхтсмены показали видеоролики, отснятые во время похода.

        После встречи с ветеранами Глеб Плетнёв ответил на многочисленные вопросы об экспедиции учеников кадетского класса одной из школ Салехарда, у которых в Обдорском остроге проходило занятие.

        Вечером яхта «Жемчужина» принимала гостей – здесь побывал со всем семейством Михаил Окатетто, принимавший у себя яхтсменов в поселке Сёяха, партнёр экспедиции Сергей Смирнов, и просто гости - жители Салехарда, услышавшие о приходе яхт из новостей и социальных сетей.

        Одним из интереснейших собеседников стал Сергей Владимирович Шулинин, местный историк-краевед, инициатор проекта «Карские экспедиции», пролившей свет на гибель конвоя БД-5. На основе материалов этого масштабного исследования архивов, публикаций, воспоминаний, а затем и «полевых» поисков в Карском море была создан цикл книг «История конвоя БД-5».

        Сергей Владимирович провёз на своей машине по достопримечательностям Салехарда – и место условного прохождения 66 параллели – полярного круга, и первый паровоз, пришедший в Салехард в 1947 году, и сарай обдорянина Терентьева из разобранных судов – барок, и многое другое.

        Кроме того, Сергей Шулинин оказался одним из неравнодушных людей Салехарда, которые мечтают о развитии парусных и других водных видов спорта.  С ним и ещё одним, пока ещё единственным, энтузиастом паруса в Салехарде Германом Дмитренко, который встречал экспедицию под парусом, яхтсмены договорились увидеться в следующие дни и обсудить яхтенные перспективы Салехарда.

        ***

         

        29 августа.

        Утром Глеб Плетнёв, видеооператор и медиаволонтёр экспедиции пересели на яхту Германа Дмитренко, сотрудника ГБУ «Ямалтур», и осмотрели береговую линию, прилегающую к Салехарду. При большом количестве маломерного флота здесь пока нет инфраструктуры для его обслуживания и, тем более, для развития парусно-гребных видов спорта. Между тем Салехард, фактически являясь водными воротами Обь-Иртышского бассейна в арктические моря – через Обскую губу в Карское, Печорское, Баренцево моря – мог бы стать центром парусного туризма и спорта в Сибири.

        Создание яхтенного клуба, специализированного причала для маломерных судов, базы ремонта и зимовки яхт, совершающих походы по Оби в Арктику, дало бы толчок для развития малого бизнеса, основанного на обслуживании яхт и других маломерных судов. Это также оживило бы культурно-спортивную жизнь города и округа в целом.

        Как одну из значимых салехардских встреч можно отметить встречу Глеба Плетнёва с заместителем губернатора ЯНАО Александром Викторовичем Мажаровым. Руководитель парусной экспедиции и заместитель губернатора по международным и межрегиональным делам обсудили проект будущей историко-географической экспедиции по маршруту «Мангазейского морского хода», который использовался древними поморами в 16-17 веке, и важнейшим участком которого был «Ямальский волок», соединяющий Карское море и Обскую губу, через реку Сейха и сеть озер.

        В завершение дня Михаил Окакетто пригласил яхтсменов на чай в настоящий чум. Небольшое стойбище в туристических целях организовано местными недалеко от Салехарда, где можно погрузиться в живой быт коренных жителей севера. Хозяева чума потчевали гостей традиционной строганиной, напоили ненецким чаем, а Михаил Николаевич рассказывал, как устроена жизнь людей в тундре.

        Перед отъездом гостям удалось набрать грибов в окрестностях стойбища.

        ***

         

        30 августа.

        В первой половине дня Ольга и Иван Васильевы из туристического бюро «Ясавей» привезли яхтсменов в посёлок Горнокнязевск, одно из древних поселений в окрестностях Обдорска. Здесь представлен комплекс жилых и хозяйственных построек аборигенов населения «Княжьи Юрты». Один из главных экспонатов ансамбля - реконструкция избы остякских князей Тайшиных постройки середины 19-го века.

        Кроме искусно реконструированных изб, Глеба Плетнёва заинтересовали деревянные лодки местных рыбаков, которые до сих пор используются по назначению.

        Солнечная погода позволила сделать оператору и фотографу экспедиции яркие кадры местности.

        ***


        4 сентября.

        Яхты «Жемчужина» и «Сибирь» вышли из Салехарда в сторону Ханты-Мансийска. Расстояние до следующей остановки по реке Обь составляет 930 км.


        12 сентября.

        Парусная экспедиция прибыла в столицу Ханты-Мансийского автономного округа, где экипажи яхт «Жемчужина» и «Сибирь» приняли участие во встрече с администрацией Ханты-Мансийска, представителями регионального отделения Русского географического общества и простыми горожанами.

        Информация на официальном сайте Администрации Ханты-Мансийска: https://admhmansy.ru/news/33/153908/.

        Программа мероприятий в ХМАО

        12 сентября 2020, суббота

        18:00 (ориентировочно)

        Прибытие в г. Ханты-Мансийск

        18:00-18:30

        Швартовка на причале у здания «Северречфлот»

        18:30-20:30

        Прием и размещение участников Яхтенного похода 2020 года

        13 сентября 2020, воскресенье

        10.00-11.00.

        Круглый стол с руководителями структурных подразделений Администрации города Ханты-Мансийска и участниками Яхтенного похода 2020 года посвященного 75-ой годовщине Победы в Великой Отечественной Войне

        11:00-11:30

        Возложение цветов к мемориалу Победы в парке Победы в честь 75-и летия Победы в Великой Отечественной Войне.

        12.00.- 13.00

        Экскурсия школьников города на яхты

        13.00-14.00

        Обед

        14:00-16:00

        Обзорная экскурсия по городу «Ханты-Мансийск-столица Югры»:

        Краткое описание экскурсии:
        •        Мост «Красный дракон», КТК «Археопарк» (выход), Арена «Югра», Ледовый дворец, Памятник Первопроходцам земли Югорской
        •        Скульптура «Ассоль Корабельная» (выход)
        •        Площадь Свободы. Храм Покрова Пресвятой Богородицы
        •        Памятник «Ворота в Сибирь»
        •        Шахматная академия
        •        Дом-музей Народного художника СССР В.А. Игошева
        •        Памятный знак «Югра - людям преобразователям земли Югорской»
        •        КТЦ «Югра-Классик» (выход)
        •        Дом Дружбы народов
        •        Фонтан – ротонда
        •        Галерея-мастерская художника Г.С. Райшева
        •        Памятник «Жертвам политических репрессий»
        •        Собор Воскресения Христова на площади Славянской письменности (выход)
        •         Посещение «Этнографического музея под открытым небом «Торум Маа»
        16:00-17:30 Встреча с представителями РГО, презентация проекта кластера судостроения с целью определения инициатив региона для создания новых «точек роста» центров водного туризма, яхтинга

        Список участников круглого стола для определения инициатив в регионе и создании новых «точек роста», центров водного туризма, яхтинга

        Руководители структурных подразделений Администрации города Ханты-Мансийска:
        1.      Черкунова Ирина Александровна – Заместитель Главы города Ханты-Мансийска
        2.      Линкер Анна Сергеевна – директор МБУ «Управление по развитию туризма и внешних связей»
        3.      Эрнст Андрей Сергеевич – Заместитель начальника Управления физической культуры, спорта и молодежной политики
        4.      Кочупалова Людмила Юрьевна – директор МБУ «Молодежный центр»
        5.      Шишкина Ирина Николаевна – директор МБДОУ «Перспектива»
        6.      Ниязова Гузэль Исламовна – начальник отдела развития туризма Управления туризма Департамента
        Представители Русского географического общества:
        1.      Савченко Михаил Владимирович – председатель регионального отделения Русского географического общества в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре
        2.      Сотников Дмитрий Леонидович – член Русского географического общества в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
        Начальник отдела геологии и лицензирования по ХМАО - Югре Департамента по недропользованию по Уральскому Федеральному округу Федерального агентства по недропользованию (Роснедра)
        1.      Чернышев Илья Владимирович
        Жители города Ханты-Мансийска энтузиасты-мореплаватели, совершившие в 2019 году путешествие по Охотскому морю до Шантарского архипелага, в 2020 году - путешествие по Ладожскому озеру (оба маршрута осуществлены на парусном катамаране)
        1.      Господинко Тарас Викторович
        2.      Мухарашев Ильдар Ринатович
        Участники Яхтенного похода 2020 года, посвященного 75-ой годовщине Победы в Великой Отечественной Войне
        1.      Вяткин Игорь Анатольевич
        2.      Иовлев Денис Викторович
        3.      Заздравный Владимир Иванович
        4.      Сушков Александр
        5.      Чернявский Владимир Васильевич
        6.      Савченко Сергей Дмитриевич
        7.      Козочкин Александр Михайлович
        8.      Саулин Сергей Геннадьевич
        9.      Белкин Евгений
        10.  Голев Владимир Ильич

        О кластере
        Проекты
        Учредители и члены
        Контакты
        Партнеры
        Документы
        • Вконтакте
        • YouTube
        (8182) 28-69-30
        28-69-10
        163000, г. Архангельск, набережная Северной Двины, 36
        Версия для печати
        © 2025 Все права защищены.