CKAO
О кластере
Проекты
  • Пассажирские суда с ледовым усилением
  • Развитие деревянного судостроения
Учредители и члены
Контакты
Партнеры
Документы
Ещё
    (8182) 28-69-30
    28-69-10
    163000, г. Архангельск, набережная Северной Двины, 36
    • Вконтакте
    • YouTube
    CKAO
    Судостроительный кластер
    Архангельской области
    О кластере
    Проекты
    • Пассажирские суда с ледовым усилением
    • Развитие деревянного судостроения
    Учредители и члены
    Контакты
    Партнеры
    Документы
      CKAO
      О кластере
      Проекты
      • Пассажирские суда с ледовым усилением
      • Развитие деревянного судостроения
      Учредители и члены
      Контакты
      Партнеры
      Документы
        CKAO
        CKAO
        • О кластере
        • Проекты
          • Назад
          • Проекты
          • Пассажирские суда с ледовым усилением
          • Развитие деревянного судостроения
        • Учредители и члены
        • Контакты
        • Партнеры
        • Документы
        • (8182) 28-69-30
          • Назад
          • (8182) 28-69-30
          • 28-69-10
          • Заказать звонок
        163000, г. Архангельск, набережная Северной Двины, 36
        • Вконтакте
        • YouTube
        • Главная
        • Пресс-центр
        • Новости
        • Деревянное судостроение – один из важных проектов НОЦ

        Деревянное судостроение – один из важных проектов НОЦ

        1 марта 2021
        Новости

        Публикация по итогам рабочего визита ректора САФУ на верфь традиционного деревянного судостроения в Архангельске вышла на сайте университета.

         

        Ректор САФУ им. М. В. Ломоносова Елена Кудряшова провела рабочую встречу с представителями Кластера судостроения и производства морской техники Архангельской области. Во встрече, прошедшей на верфи, где сегодня строится легендарный поморский коч, приняли участие руководители НОЦ «Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования».


        Собравшиеся осмотрели строящееся судно, в котором, по замыслу создателей, должны объединиться история и современность. Внешне корабль будет выглядеть как старинный парусник, а вот двигатель, удобства, средства безопасности и навигации на нём будут самые современные.

        Коч – уникальное судно. Именно его исследователи считают первым кораблем, покорившим арктические просторы. Плоскодонные, с небольшой осадкой, они подходили для плавания и по морям, и по мелководным северным рекам. При необходимости могли встать на киль и дождаться большой воды. Округлая, яйцевидная форма не давала льдинам раздавить кочи.

        «Киль судна имел форму лыжи, а на носу стоял ворот, были тяжёлые якоря. В команде было 20-30 человек. При подходе к льдине они высаживались на лёд, заносили вперёд пятипудовый якорь и закрепляли. А потом воротом, накручивая цепь, вытаскивали судно на льдину. И снова забрасывали вперёд якорь. Так тащили корабль до полыньи, где сталкивали в воду», – рассказывает руководитель проекта «Поморский коч», заместитель директора по развитию ассоциации «Судостроительный кластер Архангельской области» Глеб Плетнёв.


        К сожалению, чертежей поморских судов не найти, да и не было их никогда. Кормщики и лодейные мастера рисовали вместе с заказчиком примерную конструкцию корабля прямо на песке, после чего строили его по своим лекалам. Энтузиастам из Архангельска, чтобы приступить к работе над кочем, понадобилось около полутора лет работы – участники проекта штудировали все доступные источники с описаниями русских кораблей, ходивших в допетровские времена в Карском, Белом и Баренцевом морях. Стоящий сегодня на стапелях коч строится по описаниям, собранным в государственном архиве ВМФ.

        Строители поморского коча планируют повторить на нём маршруты поморов, осваивавших Северные моря в XIV-XVII веках.

        «И здесь мы видим большой потенциал для туристических проектов, экспедиционной деятельности», – отметил Сергей Смирнов, руководитель судостроительного кластера Архангельской области.

        Проект «Поморский коч» уже вошел в НОЦ «Российская Арктика», как продолжатель деревянного судостроения. Ученым интересен исторический аспект проекта – современные судостроители воссоздают судно с тысячелетней историей. Вместе с тем, у исследователей есть и научная заинтересованность – деревянное судно относится к классу «немагнитных», что позволяет проводить целый ряд уникальных исследований в арктических широтах.

        «Мы бы предложили на базе подобного коча создать исследовательское судно для университета. Чтобы и студенты, и исследователи могли активно проводить изучение бассейнов Белого и Баренцева морей, дельты Северной Двины, островов Северного Ледовитого океана – судоходные свойства коча делают возможными такие походы. А уникальные свойства корабля, возможность "садиться" на киль позволят и подходить к островам, чего, к примеру, не могут современные большие экспедиционные суда», – добавил Глеб Плетнев.

        Представители Кластера судостроения и производства морской техники Архангельской области рассказали и о других проектах, с которыми они могли бы войти в НОЦ «Российская Арктика».


        «Сегодня мы разрабатываем проект пассажирского судна для северных широт. И хотели бы предложить студентам САФУ принять участие в создании дизайна нового корабля – нам интересен взгляд молодых художников», – рассказал Сергей Смирнов.

        Разрабатывают специалисты кластера и проекты по развитию необходимой речной инфраструктуры: в Архангельске – городе с богатой морской историей, – не осталось мест для стоянки и обслуживания катеров, яхт.

        «Малое деревянное судостроение – интересный вектор развития НОЦ: с одной стороны мы поддерживаем историческую преемственность и сохраняем исконные северные технологии, с другой – изучаем новые способы обработки древесины, работы с деревом. Нам очень интересны предложения по строительству исследовательского судна – такой проект позволил бы ученым университета проводить уникальные исследования побережья Северного Ледовитого океана. Кроме того, появление таких судов придаст импульс для развития туристической сферы Архангельской области – такие проекты тоже интересны НОЦ», – отметила Елена Кудряшова по итогам встречи.

        В ближайшее время представители кластера конкретизируют свои предложения, чтобы их можно было обсудить с учеными и другими партнерами по НОЦ.


        Оригинал публикации: САФУ
        Фото: САФУ

        • Комментарии
        Загрузка комментариев...
        Поделиться
        Назад к списку
        О кластере
        Проекты
        Учредители и члены
        Контакты
        Партнеры
        Документы
        • Вконтакте
        • YouTube
        (8182) 28-69-30
        28-69-10
        163000, г. Архангельск, набережная Северной Двины, 36
        Версия для печати
        © 2025 Все права защищены.