Публикация по итогам рабочего визита ректора САФУ на верфь традиционного деревянного судостроения в Архангельске вышла на сайте университета.
Ректор САФУ им. М. В. Ломоносова Елена Кудряшова провела рабочую встречу с представителями Кластера судостроения и производства морской техники Архангельской области. Во встрече, прошедшей на верфи, где сегодня строится легендарный поморский коч, приняли участие руководители НОЦ «Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования».
Собравшиеся осмотрели строящееся судно, в котором, по замыслу создателей, должны объединиться история и современность. Внешне корабль будет выглядеть как старинный парусник, а вот двигатель, удобства, средства безопасности и навигации на нём будут самые современные.
Коч – уникальное судно. Именно его исследователи считают первым кораблем, покорившим арктические просторы. Плоскодонные, с небольшой осадкой, они подходили для плавания и по морям, и по мелководным северным рекам. При необходимости могли встать на киль и дождаться большой воды. Округлая, яйцевидная форма не давала льдинам раздавить кочи.
«Киль судна имел форму лыжи, а на носу стоял ворот, были тяжёлые якоря. В команде было 20-30 человек. При подходе к льдине они высаживались на лёд, заносили вперёд пятипудовый якорь и закрепляли. А потом воротом, накручивая цепь, вытаскивали судно на льдину. И снова забрасывали вперёд якорь. Так тащили корабль до полыньи, где сталкивали в воду», – рассказывает руководитель проекта «Поморский коч», заместитель директора по развитию ассоциации «Судостроительный кластер Архангельской области» Глеб Плетнёв.
К сожалению, чертежей поморских судов не найти, да и не было их никогда. Кормщики и лодейные мастера рисовали вместе с заказчиком примерную конструкцию корабля прямо на песке, после чего строили его по своим лекалам. Энтузиастам из Архангельска, чтобы приступить к работе над кочем, понадобилось около полутора лет работы – участники проекта штудировали все доступные источники с описаниями русских кораблей, ходивших в допетровские времена в Карском, Белом и Баренцевом морях. Стоящий сегодня на стапелях коч строится по описаниям, собранным в государственном архиве ВМФ.
Строители поморского коча планируют повторить на нём маршруты поморов, осваивавших Северные моря в XIV-XVII веках.
«И здесь мы видим большой потенциал для туристических проектов, экспедиционной деятельности», – отметил Сергей Смирнов, руководитель судостроительного кластера Архангельской области.
Проект «Поморский коч» уже вошел в НОЦ «Российская Арктика», как продолжатель деревянного судостроения. Ученым интересен исторический аспект проекта – современные судостроители воссоздают судно с тысячелетней историей. Вместе с тем, у исследователей есть и научная заинтересованность – деревянное судно относится к классу «немагнитных», что позволяет проводить целый ряд уникальных исследований в арктических широтах.
«Мы бы предложили на базе подобного коча создать исследовательское судно для университета. Чтобы и студенты, и исследователи могли активно проводить изучение бассейнов Белого и Баренцева морей, дельты Северной Двины, островов Северного Ледовитого океана – судоходные свойства коча делают возможными такие походы. А уникальные свойства корабля, возможность "садиться" на киль позволят и подходить к островам, чего, к примеру, не могут современные большие экспедиционные суда», – добавил Глеб Плетнев.
Представители Кластера судостроения и производства морской техники Архангельской области рассказали и о других проектах, с которыми они могли бы войти в НОЦ «Российская Арктика».
«Сегодня мы разрабатываем проект пассажирского судна для северных широт. И хотели бы предложить студентам САФУ принять участие в создании дизайна нового корабля – нам интересен взгляд молодых художников», – рассказал Сергей Смирнов.
Разрабатывают специалисты кластера и проекты по развитию необходимой речной инфраструктуры: в Архангельске – городе с богатой морской историей, – не осталось мест для стоянки и обслуживания катеров, яхт.
«Малое деревянное судостроение – интересный вектор развития НОЦ: с одной стороны мы поддерживаем историческую преемственность и сохраняем исконные северные технологии, с другой – изучаем новые способы обработки древесины, работы с деревом. Нам очень интересны предложения по строительству исследовательского судна – такой проект позволил бы ученым университета проводить уникальные исследования побережья Северного Ледовитого океана. Кроме того, появление таких судов придаст импульс для развития туристической сферы Архангельской области – такие проекты тоже интересны НОЦ», – отметила Елена Кудряшова по итогам встречи.
В ближайшее время представители кластера конкретизируют свои предложения, чтобы их можно было обсудить с учеными и другими партнерами по НОЦ.